Заказать звонок
Пн-Пт с 9 до 18 часов по МСК, Сб-Вс – по договоренности, г. Липецк

Что такое бизнес-процесс?

Евгения Бондаренко

Два подхода: процессный и функциональный

В последние десятилетия в мировой практике набирает популярность процессный подход в управлении бизнесом. Давайте разберемся, что такое «бизнес-процесс», и чем отличается процессный подход от традиционного функционального.

Мы привыкли, что в каждой организации существуют отделы, подразделения, которые ответственны за определенное направление деятельности, как-то: бухгалтерия, юридический отдел, отдел закупок, отдел продаж, производственный цех, склад. У каждого из них есть руководитель, который отдает распоряжения сверху вниз, и получает обратную связь от подчиненных.

При такой организации взаимодействия часто случаются конфликты между подразделениями из-за нечеткого разграничения полномочий, наблюдается дублирование функций, передача информации происходит с задержками и искажениями. В итоге внутренней неразберихи страдает клиент – конечный потребитель, который за свои деньги хочет получить продукт в срок, в полном объеме и с должным качеством.

Неоспоримые преимущества процессного подхода

При процессном подходе мы делаем акцент на горизонтальных связях, которые зачастую проходят «сквозь» несколько подразделений. Это более органичная схема, т.к. она ориентирована на конечный результат, на удовлетворенность потребителя.

Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий, при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат. Например, процесс производства, процесс эксплуатации оборудования, процесс осуществления платежей. За достижение результата бизнес-процесса отвечает владелец процесса (Process Owner). Как правило, это один из топ-менеджеров, который имеет широкие полномочия и обеспечивает качественное взаимодействие всех звеньев процесса.

Основными преимуществами процессного подхода являются:

  • Координация действий различных подразделений в рамках процесса;
  • Ориентация на результат процесса;
  • Повышение результативности и эффективности работы организации;
  • Прозрачность действий по достижению результата;
  • Повышение предсказуемости результатов;
  • Устранение барьеров между функциональными подразделениями;
  • Сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
  • Сокращение временных и материальных затрат.

Процессный подход облегчает внутреннее взаимодействие и гарантирует клиенту желаемый результат.

Это современная модель управления бизнесом.