Совершенствоваться не обязательно. Выживание — дело добровольное.
Эдвардс Деминг
Как оказаться впереди конкурентов? Быть для клиента быстрее, дешевле, удобнее, полезнее? Из этой статьи вы узнаете пошаговую технологию повышения эффективности бизнес-процессов, которая позволит вам получить неоспоримое конкурентное преимущество.
О том, что такое бизнес-процессы, как их совершенствовать и какой результат это даст компании, рассказывает генеральный директор липецкой консалтинговой компании «Элит Консалтинг» Евгения Бондаренко.
Мы настолько привыкли к работе в функциональных корпоративных структурах, где распоряжения отдаются сверху вниз, что даже не задумываемся о том, что может быть иначе. На самом деле, процессы в организации проходят, главным образом, горизонтально: результат труда передается от подразделения к подразделению, и итоговый результат выдается клиенту. Процессный подход уже много лет используется в зарубежных бизнес-моделях (достаточно вспомнить такие компании, как Toyota, McDonalds), и постепенно находит свое применение и в нашей стране.
Что такое бизнес-процесс?
Бизнес-процесс – это последовательность повторяющихся операций, выполняемых разными подразделениями, в результате которых клиент получает требуемый ему результат. Например, процесс продаж станков начинается с анализа рынка, поиска и привлечения клиентов (отдел маркетинга) и заканчивается заключением сделки (отдел продаж), оформлением всех необходимых документов (юридический отдел) и проведением оплаты (бухгалтерия).
Из опыта описания и оптимизации порядка десяти различных бизнес-процессов я сформулировала алгоритм из 4 шагов, дающий стабильно высокие результаты в компаниях клиентов. Вот эти шаги:
1. Стратегическая сессия
Стратегическая сессия – это возможность для собственников и топ-менеджеров компаний сформулировать генеральное направление деятельности – стратегическую цель компании. В этом же составе важно определить осознаваемые и скрытые проблемы, которые не позволяют пока компании дойти туда, куда она планирует. Это могут быть нераспроданные остатки, брак, потерянные клиенты, долгое прохождение заявки и другие подобные проблемы, обусловленные несовершенством бизнес-процессов.
2. Самый проблемный бизнес-процесс
По результатам стратегической сессии станет понятно, с какого бизнес-процесса начать оптимизацию. Процесс, который вызывает больше всего претензий со стороны клиентов, характеризуется нечетким распределением обязанностей между сотрудниками, периодически требует дополнительных затрат и постоянного вмешательства руководства, и будет приоритетом номер один. Не устранив самое слабое звено, вы не сможете настроить качественную работу всей системы.
Приведем примеры. В таблице ниже показано, с какими проблемами могут сталкиваться различные организации, и какие бизнес-процессы требуют совершенствования в первую очередь.
Сфера деятельности компании | Производство изделий из пластика | Строительство многоквартирных жилых домов | Банковская деятельность |
Ключевые проблемы | — Срыв графиков поставки готовой продукции
— Затоваренный склад |
— Нестабильность цен на стройматериалы
— Перебои с поставками стройматериалов — Срыв срока сдачи дома |
— Рост дебиторской задолженности
— Снижение числа заявок на ипотечный кредит — Недовольство клиентов в связи с задержкой принятия решения по кредиту |
Бизнес-процесс для оптимизации | Процесс комплектации и отгрузки готовой продукции | Управление закупками материально-технических ресурсов | Подпроцесс ипотечного кредитования физических лиц |
3. Оптимизация
Суть ее заключается в устранении причин тех проблем в компании, которые вы выявили еще в ходе стратегической сессии. При достаточном количестве времени и уровне компетенций вы можете провести эту работу своими силами либо обратиться к профессиональным бизнес-консультантам.
4. Внедрение
Это самый сложный и ответственный этап – от его успешности будет зависеть успешность всего проекта по оптимизации. Ни одно изменение не начнет работать, пока не будет внедрено и интегрировано в ежедневную практическую деятельность сотрудников компании. Создайте документ, отражающий все изменения в процессе, которые вы инициировали – регламент, стандарт, положение.
Раскрою несколько секретов, которые помогут вам эффективно оптимизировать любой процесс в вашей компании.
Оптимизация бизнес-процессов – это сложный, но реально работающий инструмент «отстройки» от конкурентов. Описанная технология позволит вам упорядочить деятельность компании и повысить управляемость, увеличить скорость обслуживания клиентов, повысить качество сервиса и лояльность клиентов.
Вы сможете снизить количество ошибок и недоработок в бизнес-процессах, снизить себестоимость продукции, а также оптимизировать количество сотрудников и фонд оплаты труда. Делегируя управление владельцам процессов, вы получаете возможность сосредоточиться на стратегических задачах и двигать свою компанию вперед, к новым высотам!
Помните, что нельзя наладить работу компании раз и навсегда, поэтому цикл совершенствования бизнес-процессов необходимо периодически повторять для достижения и поддержания вашей лидирующей позиции на рынке и недосягаемости для конкурентов.